Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Танцы по сертификату

Развитие вариативности дополнительных общеобразовательных программ, повышение их качества, поддержка выбора семей, повышение уровня учебной мобильности, обеспечение прозрачности расходования бюджетных средств и снижение коррупционных рисков – одни из основных целей внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования.

Разобраться в новой и для педагогов, и для родителей системе нам помогла руководитель регионального ресурсного центра Светлана Иванова: "ПФДО – часть большого федерального проекта "Внедрение целевой модели дополнительного образования". У государства уже есть представление о том, как это должно быть, а данная система – лишь один из механизмов реализации, в основе которого лежит востребованность того или иного направления".

Сегодня мы говорим о необходимости повысить доступность качественного дополнительного образования независимо от места жительства, социального статуса и доходов семьи. И речь идет не только о нашем регионе, а в целом обо всех субъектах РФ. Показатели Северной Осетии должны достичь в 2019 году охвата в 71% детей в возрасте от 5 до 18 лет – это почти вдвое выше нынешних данных. Принцип персонифицированного финансирования допобразования и задача реализации соответствующей модели впервые были заявлены в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. С тех пор ПФДО апробировалось в пилотных регионах, совершенствовалось и сейчас продолжает внедряться в качестве экспериментального механизма, пытаясь не разрушить наработанную годами систему, чтобы не нанести вред допобразованию. Но вместе с тем оно призвано изменить все допобразование, сделав его максимально эффективным и полезным с точки зрения приобретаемых детьми навыков, развития талантов, и, в том числе, стать одним из первых этапов профориентационной работы.

Что?

Персонифицированное финансирование в дополнительном образовании детей – это закрепление определенного объема средств за потребителем и их последующая передача организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу, по выбору потребителя. Персонифицированное финансирование осуществляется на основе сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги.

В отличие от традиционной системы финансирования допобразования, при персонифицированном финансировании формируется конкурентная среда как между муниципальными и частными организациями, так и внутри муниципальной сети, происходит финансирование именно услуг, а не учреждений, а также учет детей и количества посещений с помощью сертификатов.

"Этот проект призван выявить востребованные и актуальные направления в допобразовании и перераспределить деньги туда, – объясняет Светлана. – Не секрет, что по сей день существуют какие-то творческие объединения, которые особо никому не нужны, но они финансировались из бюджета. Механизм "оттуда взять – сюда дать" позволит, в том числе, создать некую ситуацию напряжения, которая заставит всю систему допобразования перестроиться. В числе целей ПФДО – и развитие конкуренции между поставщиками услуг допобразования и увеличение числа этих поставщиков путем привлечения к оказанию услуг частных организаций.

Сама система ПФДО с точки зрения финансирования – сложная, но в эти процессы родителям и не нужно вникать. Не должно быть страха, что кому-то не хватит денег на получение допобразования: сколько было денег на развитие этой системы, столько и осталось. Единственный способ увеличения финансирования в регионе – это участие в федеральных программах, а для этого, опять же повторюсь, допобразование должно быть актуализировано под запросы реалий сегодняшнего дня".

Как?

Механизм персонифицированного финансирования в дополнительном образовании реализуется следующим образом: ребенок получает сертификат, по которому родитель имеет доступ к персональному счету в личном кабинете; родитель вместе с ребенком выбирают программу из единого навигатора; заполняется договор; с сертификата списываются средства.

"Региональный портал дополнительного образования – навигатор, в котором должны быть зарегистрированы абсолютно все организации, имеющие образовательную лицензию, в том числе и частные. Они выкладывают свои образовательные программы, и родителю уже не нужно просматривать сайты и социальные странички каждой организации. Он зашел, посмотрел, что ему нужно, если возникли вопросы – позвонил по указанным телефонам, проконсультировался.

Получение сертификата не должно вызвать никаких проблем. С любого мобильного устройства или компьютера нужно зайти на портал 15.pfdo.ru и благодаря пошаговой инструкции заполнить все поля для регистрации. Если ребенок старше 14 лет, то всю эту процедуру он может выполнить самостоятельно. Заявление на получение сертификата подается либо на портале, либо в любую из организаций, осуществляющих прием и регистрацию заявлений, – их список по каждому из муниципалитетов также указан на сайте. Сертификат – это реестровый номер, который родитель получает на электронном или бумажном носителе. Выдается он один раз и сохраняется до совершеннолетия ребенка. Единственное, что вам нужно запомнить: логин и пароль для вхождения в навигатор", – делится Иванова.

Для чего?

Современное допобразование должно быть выстроено таким образом, что будет готовить детей к будущим профессиям. "Сейчас сложно предположить, какими навыками должен обладать ребенок через несколько лет, учитывая, как быстро все меняется – к примеру, сегодня уже человеческие органы печатают на 3D-принтерах. Поэтому в основу всех направлений, безусловно, должна закладываться информатизация. И, конечно, общее развитие, на которое и направлено дополнительное образование.

Логичен вопрос: что будет с невостребованными кружками, секциями? Они будут вынуждены либо перестроить свою работу, либо исчезнуть. Например, изготовление мягкой игрушки или вышивка бисером могут увлечь малую часть детей. И хотя мы понимаем, что для развития ребенка необходим ручной труд, это все объяснимо – изменились современная жизнь, содержание общего образования, интересы ребенка. И в соответствии с этим должна выстраиваться система допобразования. Имеет смысл создание кружков мультипликации, предполагающих работу в каких-то графических редакторах.

Хотя есть и другая сторона. Вот в Правобережном районе есть золотное шитье, очень трудоемкий процесс, который является национальным ремеслом. Муниципалитет своим локальным актом может принять решение, что эта образовательная программа особо значима для детей, и они оставят ее на бюджете, даже если там недобор воспитанников. Поэтому не стоит думать, что нововведенная система все рубит с плеча: каждый шаг в ней продумывается".

А что будет, если…

Все новое вызывает немало вопросов. Персонифицированное допобразование на первых порах будет провоцировать возникновение частных ситуаций, которые, возможно, уже после внедрения системы станут правилами. А сейчас пока специалисты готовы разрешать их в индивидуальном порядке и консультировать родителей.

При этом вопросы к ПФДО возникают не только у пользователей услугами, но и у их поставщиков. "Если мы говорим о частных творческих объединениях, то не все они имеют образовательную лицензию. И если заинтересованы в получении бюджетных средств на реализацию своих программ допобразования, то должны ее получить. Естественно, если учреждению выдана лицензия, значит, по законодательству РФ, оно обладает всеми условиями для реализации программ".

Как отметила Светлана Иванова, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, которой сейчас занимаются многие учебные центры, не является допобразованием и поэтому на включение в реестр сертифицированных программ претендовать они не могут. "А, к примеру, обучение в Малой архитектурной академии СКГМИ можно оплатить сертификатом, возможно – это допобразование".

Сертификат имеет несколько статусов, в том числе и статус учета, позволяя отслеживать в системе то, на какое направление сколько детей пошли, остались ли они в этой секции на весь год, или спустя пару месяцев занятий ребенок решил сменить вид деятельности. "Если ребенок пошел на сертифицированную программу, то деньги с сертификата списались за месяц. Если он потом перешел в другой кружок, то в следующем месяце оплата пойдет на его новое направление. В том случае, если на каком-то из направлений будет наблюдаться аншлаг из желающих, то руководитель учреждения должен подумать о создании еще одного такого же творческого объединения, чтобы дать возможность заниматься всем, кто хочет. Это разумный выход. Система навигатора продумана и апробирована – если в группе должно быть 12 человек, 13-го она не запишет туда. Решение принимается на уровне учреждения, и существует масса возможностей: увеличение нагрузки, внебюджет..." – разъясняет специалист.

Что делать?

Сейчас главная задача родителей – в срок до 1 сентября пройти регистрацию на сайте 15.pfdo.ru и получить реестровый номер сертификата на каждого своего ребенка в возрасте от 5 до 18 лет. Обо всех нюансах системы персонифицированного допобразования, вносимых изменениях, начале процесса активации сертификатов, полного перехода на новую систему учреждений допобразования в дальнейшем будет сообщаться по мере актуализации информации.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика