Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Мы приближали как могли…"

– Ты еще способна бросаться на амбразуры?

Именно с нее, с данной фразы, началась многолетняя дружба редакции газеты "Социалистическая Осетия" со строителями Транскавказской автомагистрали.

(Окончание. Начало в номерах от 18 мая и 1 июня).

А было это так: на одной из вечерних планерок редактор Хаджимурат Гокоев взбудоражил нас долгожданной вестью: вслед за решением правительства и неоднократными приездами в Осетию проектировщиков, наконец, прибыли и сами строители трассы, обосновались уже в Алагире на месте, где им предстоит создать для себя строительный городок. И надо срочно, опередив остальные средства массовой информации республики, дать в завтрашний номер газеты расширенное сообщение о проекте трассы, ее масштабах, строительных организациях страны, причастных к созданию автомагистрали.

Сотрудники отдела промышленности редакции Василий Богданов и Виктор Фроленко в тот день были в командировке в Моздоке. Вот почему новость оказалась адресованной нашему отделу писем, которым я в то время заведовала.

Эта информация разлетелась затем по всей стране и даже за рубеж. Еще бы! Ведь была поставлена грандиозная задача: пробить многокилометровую твердь Главного Кавказского хребта. Поражали объемы предстоящих работ.

Уже в первой информации мы дали в газете эти сведения, но с тех пор минуло более сорока лет, и вряд ли кто их помнит.

А они заслуживают того, чтобы снова их привести, дабы показать, ценой каких невероятных человеческих усилий, мужества, упорства досталась она создателям трассы.

Было ясно, что Транскавказская магистраль – объект чрезвычайно сложный, поистине уникальный.

С первых же дней стройки редакция "Социалистической Осетии" объявила о своем шефстве над строительством Транскама.

И, подобно тому, как расходятся круги по воде, инициатива нашей редакции сразу вовлекла в свою орбиту другие республиканские газеты, которые вслед за нами тоже объявили о своем шефстве над стройкой.

Не остались в стороне и творческие коллективы и учреждения культуры, союзы журналистов, писателей, художников, композиторов, редакции литературных журналов.

Общение представителей творческих союзов республики со строителями Транскама несло зримые плоды: строителям передавались в дар библиотеки, малые картинные галереи, лучшие артисты, любительские и профессиональные коллективы выступали прямо на трассе с концертами и творческими отчетами.

Многие писатели, поэты, композиторы здесь, на трассе, встретились с магистральной темой своего творчества. Роман о строителях дороги написал Тотырбек Джатиев, многие профессиональные работы Казбека Хетагурова, Георгия Чагелишвили, Павла Зарона, Аслана Арчегова, Анатолия Пономаря о Транскаме были отмечены на зональных и всероссийских выставках. Мюзикл Резвана Цорионти "Трасса юности" долго не сходил со сцены музыкального театра.

Редакция нашей газеты учредила переходящий приз "Социалистической Осетии", который вручался победителю социалистического соревнования по итогам работы за месяц.

И с каждым разом работникам редакции, особенно Люде Андреевой, чаще других ездившей на трассу с этим серьезным поручением редакции, все труднее стало определять победителей.

Вернувшись, Люда рассказывала, как расстраивались механизаторы и проходчики, а позже и мостовики, если этот приз приходилось отдать кому-нибудь из товарищей.

Летопись стройки, которую вела редакция на страницах газеты, помогла сохранить не только почти все значимые моменты в истории создания трассы, но и имена многих участников строительства.

Редакция "Социалистической Осетии" старалась при необходимости оказать помощь строителям присущими газетам средствами воздействия при решении каких-то практических задач. Так было, когда к авторитету газеты обратились и мостовики в трудный для них период.

Как известно, из 119 лавиноопасных участков 117 пришлись на территорию Северной Осетии. И если в первую половину прокладки трассы речь в основном шла о разработке полотна, то уже в последние два года – о создании противолавинных галерей и подпорных стен. И тут выяснилось, что ростовский трест "Кавтрансстрой" распорядился не лучшим образом, передав заказ Транскама на изготовление железобетонных конструкций Бакинскому заводу, только что начавшему осваивать новую технологию их изготовления, и к выполнению заказа там не приступали, и когда приступят, неизвестно.

Возникла угроза срыва годового задания по сооружению на трассе противолавинных галерей и подпорных стен.

Штаб ударной комсомольской стройки (О. Дзидзоев) обратился с подготовленным совместно с нашей редакцией и по нашему ходатайству опубликованным в "Комсомольской правде" открытым письмом к комсомольцам, юношам и девушкам Бакинского завода железобетонных конструкций с призывом проявить инициативу в выполнении заказа Транскавказской автомагистрали. Те сразу же откликнулись, обещая сделать все возможное. И, надо полагать, постарались бы. Но к тому времени Республиканский штаб руководства стройкой (А. Чельдиев) принял более рациональное решение, заставив трест "Кавтрансстрой" перевести заказ на Бесланский завод железобетонных изделий, где новая технология уже давно была успешно освоена.

Для форсирования строительства галерей силы строительных подразделений, участвовавших в создании дороги, были направлены на помощь мостовикам. И прежде всего транспортные силы, так как предстояло в сжатые сроки перебросить к местам будущих галерей свыше 900 тонн цемента, 6300 тонн сборного железобетона, 455 балок перекрытий, 400 стеновых блоков и так далее…

Оба штаба по руководству стройкой развернули соревнование среди водителей за лучшую организацию перевозок. И редакция постаралась широко освещать на страницах "Социалистической Осетии" ход этого соревнования, рассказывая о водителях, добившихся наиболее высоких показателей, и вручая переходящий приз газеты. Был опубликован очерк о лучшем водителе СМП-479 Александре Холодионове, чаще других становившемся обладателем нашего приза.

Рассказ о ходе строительства Транскавказской магистрали велся в основном с северного ее участка. В тени оставались работы на юге. Чтобы исправить этот перекос, мы с Людой Андреевой отправились в командировку.

Дела строителей захватили нас, увидели мы, что и здесь живут и трудятся люди интересных характеров, удивительных судеб, немалого упорства в труде и поразительной настойчивости в достижении поставленной цели. Мы настолько увлеклись сбором материала, что забыли о сроках. А когда вспомнили, представили себе, как возмущаются в секретариате редакции по поводу не сданных нами вовремя материалов.

На возвращение почти через всю Грузию, а затем по Военно-Грузинской дороге уже на осталось времени. Вспомнили чей-то рассказ о том, как в начале строительства Алексей Казарин четыре раза перегонял дорожную технику через Магский перевал, и мы с Людой решили – была не была, раз бульдозеры здесь могли перейти, то неужели мы не сможем?!

Этот переход запомнился нам с Людой на всю жизнь несказанной красотой ущелья и занятным происшествием, приключившимся на самой вершине перевала, где мы заночевали в вагончике, оставленном строителями рядом с единственным на все ущелье домом Козаевых. И вот вечером во время беседы с гостеприимным хозяином дома собаки за стенкой нашего пристанища подняли неистовый лай, который заставил хозяина дома пулей выскочить из вагончика, прихватив с собой ружье. Раздались выстрелы, затем все стихло… Минут через двадцать вернулся хозяин. Оказалось, два медведя подходили к его кошаре неподалеку от вагончика.

Утром, провожая нас, он предупредил, что дальше дорога пойдет по диким местам, зарослям, среди которых петляет немало медвежьих троп, и, чтобы, заблудившись на них, мы не нанесли ответный визит вчерашним незваным гостям или их сородичам, посылает с нами провожатого – стоявшего с нами огромного волкодава – кавказскую овчарку, все утро пристально изучавшую нас. Все время собака бежала впереди, принюхиваясь к дороге. Как только довела нас до Северного портала туннеля, подойдя к каждой, попрощалась(!) и стремительно рванула обратно вверх на тропу, с которой мы спустились. Вот и не верь после этого кинологам, считающим, что психика этой породы собак на 60 процентов совпадает с человеческой.

Часто общение работников редакции со строителями трассы выливалось в добрые доверительные отношения со многими из них. С нами нередко делились своими проблемами и даже сокровенными мыслями.

Так, однажды Петр Мануйлов, глядя на работу Володи Олейникова на полке, вдруг сказал нам с Людой Андреевой:

– Эх, зря я не взял второй "Камацу", я бы перепахал Володьку…

Но после раздумья грустно проронил:

– Нет, не перепахал бы… Он же упрямый в работе, чертяка. Азартный.

А нам понятно было его настроение, вырвавшееся между строк. Петр Михайлович всегда был лидером на многих всесоюзных стройках, и везде его фотографии не сходили с досок почета. И здесь на Транскаме он стал наставником многих молодых механизаторов.

Но время берет свое… И уже молодой Володя Олейников обходит его на трассе по всем показателям…

Такое доверительное признание Петра Михайловича дорогого стоило для нас.

И вот настал тот долгожданный день, когда, наконец, сбылась вековая мечта нашего края о надежной дороге через Главный Кавказский хребет – 4 ноября 1981 г.

И нам, редакционным работникам, посчастливилось стать очевидцами сбойки при проходе тоннеля через твердь хребта.

Это надо было видеть своими глазами, ощутить всем своим существом, сердцем, чувствами и помыслами, в которых это мгновенье врезалось на всю жизнь.

Как только пала последняя пятиметровая преграда и еще не осели клубы черной пыли, еще не рассеялся запах серной гари, еще гуляло по ущелью грозное эхо взрыва, а люди в забоях и на Севере, и на Юге в едином порыве бросились через образовавшуюся брешь навстречу друг другу, обнялись, смешавшись в ликующую, что-то кричавшую пересохшими от волнения голосами, толпу.

Люди словно ошалели от радости и полноты счастья. Ведь это их руками свершилось чудо!

Качали проходчиков, взрывников, маркшейдеров, бульдозеристов, экскаваторщиков (а как без них!), тоже собравшихся здесь.

Качали и работников редакции, присутствовавших при сбойке, признавая тем самым причастность газеты к созданию трассы, отдавая должное ее вкладу в дело строительства, подтверждая право и журналистов сказать словами известной песни, что "этот день мы приближали, как могли…".

Человек по-настоящему счастлив, когда его радость множится радостью сотен и тысяч людей рядом, когда "радость на всех одна".

Однажды мы видели это в раннем детстве 9 мая 1945 года. И вот теперь – на сбойке тоннеля газета дала нам возможность увидеть это при строительстве Транскама.

Спасибо ей за это!

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика